Карта сайта RSS Facebook Twitter Youtube Instagram VKontakte Odnoklassniki
Главная  < Социальное развитие  < Здоровье  < Страница документа

Основные итоги деятельности медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации за 2015 год и задачи на 2016 год

Руководством страны и Министерства обороны Российской Федерации особое внимание уделяется вопросам социальной защиты военнослужащих и членов их семей. На расширенном заседании коллегии Министерства обороны Российской Федерации 11 декабря 2015 г. Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации Владимир Владимирович Путин отметил, что «несмотря на непростую экономическую ситуацию, нам удалось сделать ряд важных шагов в развитии системы социальных гарантий военнослужащих».

Министр обороны Российской Федерации генерал армии Сергей Кужугетович Шойгу, подводя итоги деятельности Министерства обороны Российской Федерации в 2015 году, указал, что в Минобороны России «завершено формирование окончательной структуры военной медицины по всей вертикали медицинских учреждений».

Медицинская служба Вооруженных Сил Российской Федерации является составной частью государственной системы здравоохранения, обеспечивая реализацию прав военнослужащих и членов их семей на охрану здоровья, медицинскую помощь и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На сегодняшний день медицинская служба Вооруженных Сил Российской Федерации содержит в своем составе 70 военно-медицинских организаций, на медицинское обеспечение к военно-медицинским организациям Минобороны России прикреплено более 3,9 млн. человек.

В 2015 году в военно-медицинских организациях получили стационарную помощь более 928 тыс. военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и лиц гражданского персонала (на 1,8% больше, чем в 2014 году), в амбулаторно-поликлинических подразделениях зарегистрировано более 12,6 млн. посещений (на 15,6% больше, чем в 2014 году).

Развитие высокотехнологичной медицинской помощи в военно-медицинских организациях рассматривается как одно из приоритетных направлений развития военной медицины.

Повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи достигается за счет внедрения в деятельность военно-медицинских организаций новых сложных и уникальных методов лечения, оснащения военно-медицинских организаций современным медицинским оборудованием и повышения уровня подготовки военно-медицинских специалистов.

В 2015 году в военно-медицинских организациях высокотехнологичную медицинскую помощь по 100 видам получили более 13 тыс. пациентов, что на 4 % выше аналогичного показателя 2014 года (рис. 1). При этом 20 видов высокотехнологичной медицинской помощи было внедрено в минувшем году.

Ярким примером профессионализма военных медиков явилась успешная пересадка части тканей лица военнослужащему после обширных ожогов вследствие электротравмы. Эта первое в России подобного рода высокотехнологичное вмешательство было проведено на базе Военно-медицинской академии им. С.М.Кирова с участием специалистов Минздрава России и Федерального медико-биологического агентства.

Включение военно-медицинских организаций в перечень медицинских организаций, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования, позволило оказать данный вид медицинской помощи дополнительно 1776 гражданам.

Значительную роль в повышении доступности высокотехнологичной медицинской помощи вносят такие мероприятия, как акция «Сердце ветерана», позволяющие на ранних этапах выявить пациентов, нуждающихся в оказании высокотехнологичной медицинской помощи.

В рамках данной акции осмотрено 2601 человек, почти 664 ветеранам была оказана медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная.

Необходимо отметить, что в соответствии с поручением Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации объемы оказания высокотехнологичной медицинской помощи в военно-медицинских организациях Министерства обороны Российской Федерации планируется увеличить к 2020 году до 15,5 тыс. оперативных вмешательств.

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Минздравом России на 2016 г. спланированы бюджетные ассигнования для Минобороны России в целях повышения заработной платы врачам, средним и младшим медицинским работникам военно-медицинских организаций Министерства обороны Российской Федерации.

Нормативно-правовое регулирование

вопросов медицинского обеспечения

Динамичное развитие системы управления медицинским обеспечением Вооруженных Сил Российской Федерации и современные достижения в медицинской науке и практике требуют непрерывного совершенствования нормативной правовой базы в сфере военного здравоохранения.

В 2015 году подготовлены 2 международных договора Российской Федерации, 1 постановление Правительства Российской Федерации,
4 приказа Министра обороны Российской Федерации, приказ заместителя Министра обороны Российской Федерации.

В целях развития сотрудничества в области охраны здоровья военнослужащих вооруженных сил Российской Федерации, Республики Абхазия и Республики Южная Осетия подписаны и федеральными законами от 1 октября 2016 г. № 116-ФЗ и № 117-ФЗ ратифицированы в Российской Федерации Соглашение между Правительством Российской Федерацией и Правительством Республики Абхазия об оказании медицинской помощи военнослужащим вооруженных сил и Соглашение между Правительством Российской Федерацией и Правительством Республики Южная Осетия об оказании медицинской помощи военнослужащим вооруженных сил.

27 марта 2015 г. Правительством Российской Федерации издано постановление № 282, устанавливающее порядок бесплатного обеспечения военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в фармацевтических организациях при отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих либо по месту прохождения военных сборов гражданами, призванными на военные сборы, военно-медицинских организаций.

Бесплатный отпуск лекарственных препаратов и медицинских изделий военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, при амбулаторном лечении осуществляется фармацевтическими организациями по рецептам, выданным врачами медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь указанным военнослужащим и гражданам в соответствии с договорами об оказании медицинской помощи, заключенными между этими медицинскими организациями и военными округами. При этом, расходы фармацевтических организаций на обеспечение лекарственными препаратами военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, возмещаются Минобороны России (его уполномоченными органами) в соответствии с договорами между фармацевтическими организациями и Минобороны России (его уполномоченными органами) об обеспечении лекарственными препаратами указанных военнослужащих и граждан.

При получении лекарственных препаратов и медицинских изделий военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, представляет в фармацевтическую организацию рецепт (рецепты) и предъявляет паспорт или документ, подтверждающий его статус.

В целях реализации требований Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2015 г. № 565, в части вопросов проведения медицинского освидетельствования граждан при призыве на военную службу, первоначальной постановке на воинский учет и обеспечения деятельности военно-врачебных комиссий, созданных в Вооруженных Силах Российской Федерации, Министром обороны подписаны следующие нормативные правовые акты:

приказ Министра обороны Российской Федерации от 16 сентября 2015 г. № 533 «Об определении форм документов, заполняемых врачами-специалистами, врачами, руководящими работой по медицинскому освидетельствованию граждан, при первоначальной постановке граждан на воинский учет, при призыве граждан на военную службу, при медицинском осмотре граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, при контрольном медицинском освидетельствовании граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования, и правил их заполнения»;

приказ Министра обороны Российской Федерации от 14 октября 2015 г. № 615 «Об определении форм документации (кроме унифицированных форм медицинской документации), необходимых для деятельности военно-врачебных комиссий, созданных в Вооруженных Силах Российской Федерации».

Основные аспекты осуществления государственной судебно-экспертной деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации определены приказом Министра обороны Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. № 685.

В 2015 году усовершенствован порядок приема несовершеннолетних граждан в президентские кадетские, суворовские военные, нахимовские военно-морские, военно-музыкальные училища и кадетские (морских кадетские, казачьи кадетские) корпуса Министерства обороны Российской Федерации (далее - училища).

Пунктом 13 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных общеобразовательных организациях со специальными наименованиями «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское училище», «кадетский (морской кадетский) военный корпус» и в профессиональных образовательных организациях со специальным наименованием «военно-музыкальное училище», находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, и приема в указанные образовательные организации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. № 515, установлено, что прием в училища осуществляется на конкурсной основе из числа годных по состоянию здоровья несовершеннолетних граждан Российской Федерации.

При этом, требования к состоянию здоровья граждан, поступающих в училища, законодательными и нормативными правовыми актами не были определены.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 9 октября 2015 г. № 611 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных общеобразовательных организациях со специальными наименованиями «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское училище», «кадетский (морской кадетский) военный корпус» и в профессиональных образовательных организациях со специальным наименованием «военно-музыкальное училище», находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, и приема в указанные образовательные организации, утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014г. № 515» установлены требования к состоянию здоровья несовершеннолетних граждан, поступающих в училище.

Согласно данным требованиям несовершеннолетний допускается к поступлению и обучению в училище по состоянию здоровья, если по результатам медицинского осмотра, проведенного в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2012 г. № 1346н «О порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них», он отнесен к I или II группам состояния здоровья.

Реализация требований статьи 90 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» потребовала издания отдельного нормативного правового акта Министерства обороны Российской Федерации.

Приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 27 октября 2015 г. № 1035 «Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности» определены общие принципы организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в военно-медицинских организациях, частях и подразделениях Вооруженных Сил Российской Федерации.

Таким образом, проведенная в 2015 году работа по совершенствованию нормативной правовой базы позволила повысить эффективность деятельности медицинской службы Вооруженных Сил и социальную защищенность военнослужащих Вооруженных Сил.

Проведение лечебно-профилактических мероприятий

Лечебно-профилактические мероприятия занимают одну из ключевых позиций в системе медицинского обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации и совершенствование их организации является основой для повышения доступности и качества медицинской помощи для военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Интегральным показателем эффективности деятельности медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации следует считать состояние здоровья военнослужащих.

В 2015 году, в результате активизации работы медицинской службы с командованием воинских частей и соединений, обеспечено выполнение целевого показателя по охвату военнослужащих углубленным медицинским обследованием. Показатель полноты охвата военнослужащих углубленным медицинским обследованием увеличился на 17,5% по сравнению с 2012 годом и составил 95,6% (целевой показатель – 90,0%).

Реализация в Вооруженных Силах Российской Федерации принципа приоритетности профилактических мероприятий обеспечила рост таких показателей:

полноты выполнения контрольных медицинских обследований до 92,3% у военнослужащих по призыву и до 92,0% у военнослужащих по контракту;

полноты проведения профилактического лечения до 98,5% у военнослужащих по призыву и до 92,5% у военнослужащих по контракту;

полноты проведения санации очагов хронической инфекции и полости рта до 96,4% у военнослужащих по призыву и до 91,7% у военнослужащих по контракту.

За период с 2012 по 2015 гг. заболеваемость болезнями органов дыхания снизилась на 14,2%. Несмотря на то, что в 2015 году у военнослужащих по призыву этот показатель по сравнению с прошлым годом уменьшился и составил 715,0 ‰ (в 2014 г. – 723,0‰) в ряде гарнизонов обстановка по заболеваемости острыми респираторными инфекциями и внебольничными пневмониями носила неустойчивый характер.

На протяжении последних трех лет в зимний период организуется работа по направлению врачей-специалистов центральных военно-медицинских организаций в наиболее проблемные гарнизоны с целью снижения заболеваемости военнослужащих болезнями органов дыхания.

В 2015-2016 годах работа продолжена. В соответствии с решением первого заместителя Министра обороны Российской Федерации в период с ноября 2015 г. по февраль 2016 г. работа по оказанию методической помощи медицинской службе войскового звена проведена в 3 смены. В каждой смене приняли участие 56 врачей-специалистов.

Исторически сложилось, что ведущие военно-медицинские организации дислоцированы в г. Москве и г. Санкт-Петербурге.

Решение Министра обороны Российской Федерации от 14 декабря 2013 г. о закупке и применении самолетных и вертолетных медицинских модулей позволило максимально исключить фактор расстояния при оказании специализированной медицинской помощи.

Мероприятия по совершенствованию системы лечебно-профилактических мероприятий реализованы путем создания на базе военных госпиталей мобильных формирований медицинской службы. К настоящему времени сформировано 22 бригады специализированной медицинской помощи на базе центральных и окружных военных клинических госпиталей и 11 врачебно-сестринских бригад на базе филиалов военных госпиталей (рис. 2).

В целях обеспечения своевременной авиамедицинской эвакуации тяжелораненых и больных силами указанных бригад авиационный транспорт оборудуется мобильными медицинскими модулями (вертолетными и самолетными), позволяющими во время эвакуации поддерживать жизненно-важные функции пациентов. Применение указанных модулей позволяет в кратчайшие сроки переоборудовать летательные аппараты военно-транспортной авиации для эвакуации раненых и больных с созданием оптимальных условий оказания необходимой медицинской помощи в процессе доставки в военно-медицинскую организацию.

Кроме того, применение медицинских модулей с их установкой на транспортных самолетах снижает затраты на авиамедицинскую эвакуацию в 28 раз по сравнению с закупкой и использованием специализированных летательных аппаратов (ИЛ-76 «Скальпель»).

В рамках выполнения указанного решения Министра обороны Российской Федерации в 2014-2015 годах закуплено 10 самолетных модулей и 16 вертолетных, поставлено 10 вертолётов Ка-226 с модулями.

В 2016 году оснащение авиационной техники самолетными и вертолетными медицинскими модулями будет завершено.

Санаторно-курортное лечение

В системе медицинского обеспечения Вооруженных Сил важнейшее место занимает санаторно-курортное лечение, направленное на профилактику, поддержание и восстановления здоровья военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семей.

Разветвленная сеть военных здравниц позволяет успешно обеспечивать лечением и отдыхом значительную численность контингентов Министерства обороны, насчитывающую в настоящее время до 7 млн. человек.

В 2015 году в составе медицинской службы Вооруженных Сил функционировало 49 военных санаторно-курортных организаций, в том числе 37 санаториев, 6 домов и 6 баз (центров) отдыха, в которых развернуто порядка 18 тыс. мест. Структурно военные здравницы объединены в 8 санаторно-курортных комплексов по территориальному принципу, половина из которых подчиняется напрямую ГВМУ МО РФ, а половина («Дальневосточный», «Западный», «Приволжский», «Крымский») с 1 мая 2015 г. находится в подчинении командующих войсками военных округов (рис. 3).

Данная организационная структура позволяет эффективно использовать мощности военных здравниц как для санаторно-курортного лечения и организованного отдыха контингентов Министерства обороны, так и для проведения медицинской и медико-психологической реабилитации военнослужащих, обеспечивая преемственность оказания медицинской помощи между военными госпиталями и санаторно-курортными организациями.

Безусловно, важным этапом, задавшим вектор развития военных здравниц на современном этапе, стало переоснащение их медицинской базы новейшим медицинским оборудованием, что открыло военной медицине новые возможности санаторно-курортной помощи.

В 2015 году санаторно-курортными организациями закуплено более 4,2 тыс. единиц современной медицинской техники на сумму более 450 млн рублей.

Силами военных медицинских образовательных организаций проведено обучение более 1,2 тыс. врачей и среднего медицинского персонала. В практике военных здравниц освоены новейшие методики лечения (микропроцессорные, биоуправляемые, робототехнические и иные технологические системы), внедрены 99 % стандартов санаторно-курортной помощи, утвержденных Минздравом России.

Практическим результатом проведенной работы стало значительное повышение количества пациентов, выписанных с улучшениями здоровья после проведенного санаторно-курортного лечения. В 2015 году данный показатель достиг 97 %.

Совершенствование качества оказания санаторно-курортной помощи не осталось без внимания льготных контингентов Министерства обороны, что подчеркивает возросшая в последние годы востребованность военных здравниц.

Так, в 2015 году лечение и отдых в санаторно-курортных организациях Минобороны России получили более 190 тыс. человек, из них 150 тыс. граждане из числа контингентов Минобороны России. Данные показатели на 3 % и на 13 % превышают аналогичные показатели 2014 года. Немаловажным фактом является повышение востребованности военных здравниц среди военнослужащих и членов их семей, которая в 2015 году выросла на 17 % (рис. 4).

Повышению спроса военных здравниц среди контингентов Минобороны России способствует постоянно совершенствующийся механизм предоставления путевок гражданам. С 2015 года заявки на санаторно-курортное лечение возможно подавать через официальный сайт Министерства обороны, при этом внедренная автоматизированная система учета и распределения путевок в ведомственные здравницы позволяет значительно сократить сроки рассмотрения заявлений граждан и выдачи уведомлений.

Выход военных здравниц на качественно новый уровень лечебного процесса позволил также реализовать целый ряд мероприятий по совершенствованию специфических функций военных санаториев – медицинской и медико-психологической реабилитации.

Новые организационные подходы к проведению медико-психологической реабилитации выражены в первую очередь в индивидуальном подходе к военнослужащим с учетом специфики выполняемых ими задач.

В 2015 году утверждены отдельные программы медико-психологической реабилитации военнослужащих с учетом особых условий и мест прохождения военной службы.

В 2015 году завершено строительство фуникулера в санатории «Сочинский», продолжается строительство санаториев «Сочи» им. А.Я.Фабрициуса, «Адлер», «Десантник», «Крым», ДОЛ «Полярная звезда». В 2016 году планируется ввод в эксплуатацию объектов санаториев «Архангельское», «Золотой берег», «Аврора» и «Чемитоквадже».

В целях повышения эффективности использования имущественного комплекса военных здравниц с 1 января 2016 года 4 санаторно-курортных комплекса центрального подчинения переведены в форму бюджетных учреждений, что позволило повысить оперативность управления и дало возможность руководству санаторно-курортных организаций использовать средства, полученные от приносящей доход деятельности, для комплексного развития развития здравниц.

Особое внимание в 2016 году планируется уделить координации функционирования военных здравниц в новой организационно-правовой форме бюджетных учреждений, совершенствованию нормативного правового регулирования санаторно-курортного лечения контингентов Министерства обороны, и, безусловно, развитию материально-технической базы санаторно-курортных организаций.

Не останутся без внимания вопросы медицинской и медико-психологической реабилитации военнослужащих, играющие важнейшую роль в условиях интенсивной боевой подготовки. Повышение эффективности востановительных мероприятий планируется достичь благодаря внедрению в практику новых, научно обоснованных стандартов лечебного процесса.

Обеспечение медицинской техникой и имуществом

В течение 2015 года продолжалась активная работа по улучшению показателей материально-технического оснащения медицинской службы и обеспеченности лекарственными препаратами. В рамках государственного оборонного заказа заключены контракты на поставку более 2,4 тыс. единиц (более 1,2 млрд. руб.) медицинского оборудования .

Поставки современного медицинского оборудования позволили увеличить оснащенность им до 30 %.

Для осуществления закупок лекарственных средств и расходного медицинского имущества в 2015 г. медицинской службе по статье «Лекарственные средства и расходное медицинское имущество» было выделено 4 604 млн. руб. Все выделенные денежные средства распределены на централизованные поставки –1 732 млн. руб. и децентрализованные закупки – 2 872 млн. руб. Централизованно заключен 131 государственный контракт.

Экономия бюджетных ассигнований и по результатам торгов  составила более 207 млн. рублей, которые были перераспределены на лицевые счета военно-медицинских организаций для оказания качественной медицинской помощи военнослужащим в период неустойчивой санитарно-эпидемиологической обстановки по заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями (зимний период 2015- 2016 гг.).

Кроме того, на оплату услуг по ремонту и техническому обслуживанию медицинского оборудования выделено 367 млн. рублей. Все выделенные денежные средства для этих целей освоены в полном объеме.

Продолжена работа по оснащению авиационного транспорта модулями медицинскими. В 2015 г. приобретены модули медицинские вертолетные в количестве 10 единиц, модули медицинские самолетные – 5 единиц. Задача по оснащению Вооруженных Сил Российской Федерации модулями медицинскими самолетными выполнена в полном объеме. 

Для оснащения личного состава индивидуальными средствами медицинской защиты поставлено аптечек первой помощи индивидуальных, индивидуальных противохимических пакетов и пакетов перевязочных индивидуальных на сумму 103 млн. рублей.

Основные задачи медицинской службы
Вооруженных Сил Российской Федерации на 2016 год

Основные задачи и направления развития военной медицины на 2016 год:

повышение эффективности нормативно-правового регулирования в сфере военной медицины, в том числе военно-врачебной и врачебно-летной экспертиз;

реализация комплекса мероприятий по сохранению и укреплению здоровья военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусмотренных государственной программой Российской Федерации «Развитие здравоохранения»;

развитие Концепции авиамедицинской эвакуации в Вооруженных Силах Российской Федерации;

совершенствование ведомственного и внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации. Завершение лицензирования военно-медицинских подразделений войскового звена;

развитие территориальной системы медицинского обеспечения Московского региона путем формирования на базе амбулаторно-поликлинических подразделений центральных военных госпиталей самостоятельных федеральных бюджетных учреждений;

обеспечение оказания медицинской помощи в гарантированном объеме по территориальному принципу военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, членам их семей и иным категориям граждан, пользующимся правом на получение медицинской помощи в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;

повышение качества и доступности специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи. Совершенствование медицинского обеспечения личного состава воинских частей и подразделений, несущих службу в Арктической и островной зонах Российской Федерации, а также за границей;

развитие и внедрение современных методов диагностики, профилактики и лечения, в том числе дистанционных, в военно-медицинских подразделениях, частях и организациях Министерства обороны Российской Федерации;

проведение в войсках (силах) мероприятий по профилактике заболеваемости личного состава пневмонией и менингитом, недопущение вспышек инфекционных заболеваний;

повышение качества и доступности санаторно-курортного лечения, медицинской и медико-психологической реабилитации, обеспечение координации функционирования военных здравниц, в условиях изменившейся организационно-правовой формы;

обеспечение выполнения государственного оборонного заказа в части оснащения медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации современным медицинским оборудованием на базе пневмокаркасных сооружений, подвижными медицинскими установками и индивидуальными средствами медицинской защиты, современным медицинским оборудованием.

ServerCode=node3 isCompatibilityMode=false